Телеработа - процесс в последнее время становящийся всё более заметным. Вполне может быть, что кое кто из читателей, уже довольно давно и активно пользуется этой набирающей обороты, как за границей, так и у нас формой профессиональных взаимоотношений.
Но к большому разочарованию, надо заметить что сам термин "телеработа" часто трактуется неверно. Вообще, между понятием телеработа и разовая работа через интернет есть разница. Общим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование компьютеров и телекоммуникаций для изменения принятой географии (местоположение сотрудников) работы. Термин "телеработа" ("telework") часто понимается людьми, средствами массовой информации и самими работодателями в значении "телеработа на дому". Но это не совсем точно. Телеработа может иметь множество разнообразнейших форм и характеристик, которые часто варьируются в зависимости от ситуации. Другой термин весьма активно используемый в США - "теледоступ" ("telecommuting") хоть и многие считают просто синонимом "телеработы", более точно характеризует это понятие.
Теледоступ четко очерчивает круг взаимоотношений сотрудника использующего удаленный доступ, с ресурсами реального либо виртуального рабочего места. Рабочее место, переноситься непосредственно из офиса в домашнею среду, обеспечивая вместе с тем, "виртуальное" присутствие на работе. При теледоступе существует вполне реальное взаимодействие сотрудника, работающего дома со своими коллегами которые могут находиться как во вне так и внутри офиса. При этом и сам офис, в том случае если все его сотрудники перебираться из рабочего помещения в домашнею обстановку, может стать виртуальным и быть заменен на единый коммуникационный узел.
Чаще всего под телеработой подразумевают схему линейного и последовательного процесса взаимодействия: работодатель дает некому сотруднику удаленному от офиса определенное задание, тот выполняет его и отправляет в офис, затем возможны некие замечания, после чего отсылается уже скорректированная версия.
По существу это можно считать лишь частным случаем теледоступа, который являясь боле широким определением, может к примеру подразумевать вмешательство работодателя еще в самые начальные стадии работы, либо непосредственно в ход её. При этом последовательность передачи данных уже можно считать препятствием. К примеру, если вы выполняете заказ по созданию сайта, то лучше узнать что заказчику нравиться совершенна другая цветовая гамма чем та которую вы использовали, не после того как работа будет завершена (пусть даже и макет), а в начальной стадии. А соответственно для этого заказчику будет необходимо фиксировать вашу работу не по завершение, а в непосредственно процессе, и здесь простой переписки по электронной почте может оказаться мало.
Кроме прочего надо отметить и то, что теледоступ во многом не отъемлем от такого понятия как "сетевая экономика" активно популизируемого за рубежом. Сетевая экономика - это среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями или просто для удовольствия. Из этого выходит, что теледоступ не являеться строгой иерархической системой "работодатель - сотрудник" (или "начальник - подчиненный"), а включает горизонтальные связи между равноправными членами.
Сейчас можно говорить о значимости подобных горизонтальных "транзакций", на текущее состояние мировой экономики и ход её эволюции. Такие понятия как открытое программное обеспечение и открытие исходники не могли бы стать популярными не существуй по настоящему развитой культуры горизонтальных связий между программистами не подчинных единому координирующему центру. И понятное дело, что данный вид теледоступа вовсе не предназначен для зароботка. По крайней мере пока.
Итак, как же это обычно делается. Для начала должна существовать некая фирма, которая заинтересована в том, что бы для создания своей продукции использовать удаленную работу. Такой продукцией могут являться как программное обеспечение, новости и прочие творческие произведения, а также некие специализированные услуги, выполнение которых может быть не связано с определенным местоположением, или вообще требовать что бы работники были разбросаны по разным регионом. Примером последнего может служить социологические исследования, когда сотрудник компании проживая в другом городе передает с помощью интернета текущие результаты в головной офис. В этом случае телеработа является вообще единственным разумным выходом из положения. Глупо командировать работника в какой-нtбудь отдаленный регион, легче подыскать квалифицированного специалиста на месте.
Главенствующим стимулом в России для применения телеработы является уменьшение издержек и как следствие увеличение конкурентоспособности. И если в провинции еще в подавляющем большинстве случаев, из-за низкой зарплаты по сравнению с расходами на телекоммуникационные услуги, выгоднее пригласить работника на полную занятость, то в Москве уже ситуация может выглядеть совершенно противоположно.
Есть правда и весьма обоснованные противопоказания к применению телеработы. Некоторые виды построения рабочего процесса не могут верно "импортироваться" в существующию сейчас инфраструктуру и принципы построения телеработы. Есть процессы, дающие гораздо более высокие результаты оперируя такими терминами как "дух команды", "лидер" и другие, которые невозможно представить без активного живого, а не виртуального общения.
Следующим составляющим телеработы является наличие надежных каналов связи между сотрудником и работодателем. Причем если на западе компания может позволить провести выделенную линию связи непосредственно домой к сотруднику, у нас подобных "подарков" никто делать не собирается. Все составляющие "домашнего офиса", как то надежность каналов связи, их пропускная способность, оперативность доступа к ним и прочее, полностью ложатся на плечи самих телеработников. Но не стоит сбрасывать со счетов ответственность и самих нанимателей перед работниками - в случае каких-либо сбоев в телекоммуникационном оборудование и прочих время от времени случающихся напастей вроде очередной плановой поломки у провайдера, должен обязательно существовать резервный способ передачи данных, о котором телеработник должен с самого начала сотрудничества поставлен в известность.
Совсем глупо получается когда фирма планирующая использовать телеработников заводит свой электронный адрес на бесплатном сервере. Если всерьез использовать удаленный труд, то соответственно нужно побеспокоиться и надежности подобного способа взаимодействия. Нелишне будет позаботиться и о конфедициальности передаваемых данных - если может быть конкуренты и дремлют, то хакеры и сотрудники определенных силовых ведомств всегда "на посту".
Последним аспектом в телеработе, но может быть одним из самых существенных, по крайней мере непосредственно для самих телерабочих, является вопрос оплаты. В этом направление российский интернет уже сделал несколько реальных и действенных шагов предоставив на обозрения весьма разношерстые решения перевода денежных средств. Но если кто-то еще не совсем доверяет данным технологиям, то можно воспользоваться старыми проверенным способом почтового перевода или открытием счета для удаленного работника. Правда существующая налоговая политика и вообще отношение власти к бизнесу, создала ситуацию когда чаще всего используются не вполне легальные способы расчета, что способствует активному продвижению на российский рынок "цифровой наличности".
Примерно таким образом и построены взаимоотношения российских телерабочих и их работодателей. В США и Европе данная ступень давно пройдена, и имеет следующий, пока труднореализуемый в нашей стране, виток развития.
Сама концепция телеработы зародилась после первых нефтяных кризисов в начале 70-х годов. Тогда и появились предложения в целях экономии энергоресурсов использовать потенциал информационных технологий для замены реальных переездов электронными коммуникациями и уменьшения, таким образом, использования транспорта. Именно тогда и были проведены исследования, наглядно доказавшие эффективность телеработы. Производительность труда и качество работы не снижались, а чаще оказывались и выше, чем при традиционной организации рабочих процессов. На практике были показаны реальные результаты снижение транспортных и энергетических затрат: меньше использовался автомобиль для поездок на работу, экономились затраты на офисное пространство и потребление электроэнергии. Но именно сейчас с приходом современных глобальных телекомуционных ресурсов (в первую очередь это конечно интернет), с повсеместным внедрение и приобщением большого круга людей к компьютерным технологием и стал возможен столь широкомасштабный переход из настоящих офисов в виртуальные.
Сейчас государство многих развитых стран активно пропагандирует роль теледоступа и телеработы. Существует большое количество разнообразных по форме (от торговых отделений компаний до государственных учреждений) ассоциаций по телеработе. Активное вовлечение новых возможностей телекоммуникаций в экономику, открытие новых рынков и значительные социальные "дивиденды" (например, инвалиды с ограниченной подвижностью могут работать дома, чувствуя себя полезными членами общества) делают теледоступ весьма популярным.
Есть оценки, что к 2002 г. в Европе может быть более 15 миллионов рабочих мест для телеработающих, а к 2007г. - до 40 миллионов. В США к началу нового тысячелетия ожидается рост числа дистанционных рабочих до 13-14 млн. человек, по другим же оценкам и вовсе 50-60 миллионов. Сейчас можно утверждать, что по крайней мере не менее 10 процентов работников США, хоть раз в месяц используют теледоступ в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей.
Вот только несколько примеров, как на сегодняшней день плотно интегрирована концепция телеработы и теледоступа во многие процессы жизнедеятельности разнообразных компаний.
Множество сингапурских газет частично редактируются и верстаются в Австралии и на Филиппинах. Затем происходит электронный обмен информацией и результатами работы. Данная политика выгодна тем, что в самом Сингапуре стоит острый вопрос нехватки журналистов.
Компания "СвиссЭйр" разместила в Бомбее свой филиал, в котором 370 служащих следят за компьютерной обработкой запросов, обработкой информации о количестве билетов и дисконтной схеме. Стоимость рабочий силы, как известно, в Индии во многом ниже чем в развитых странах. Следует напомнить что многие софтверные гиганты (включая Microsoft, Adobe, Corel и другие) используют труд индийских программистов.
Многие фирмы используют телерабочих расположенных в совершенно противоположных частях света. Например несколько компаний расположенных на Уолл-Стрит прибегают к услугам телерабочих, дабы на разнице во времени опередить своих конкурентов. Свежие финансовые отчеты по вечерним сделкам ложатся на столы руководства уже утром.
Реальная экономию затрат (на помещение, персонал, и т.д.), применение гибкой организации и гибкого штата, увеличение производительности (устранение помех для работы, существующих в офисе, сокращение времени на путешествия как на работу, так и обратно), улучшенное обслуживание заказчиков (круглосуточно, и к тому же без оплаты сверхурочных - у сотрудника живущего на другой стороне планеты день) - всё это и есть те позитивные качества которые несет с собой телеработа.
А какие же плюсы существуют реально для тех, кто хочет попробовать себя в удаленной работе? Уменьшение расходов как временных (не надо скидываться на подарок начальнику), так и во времени (полчаса до метро или поездка на автомобили в час пик), практически оптимальный баланс между семьей и работой (если только жена не использовала ваше отсутствие на работе не по назначению), сохранение навыков (можно не оставлять работу когда нужно ухаживать за ребенком или близкими), гибкий и настраиваемый вами график работы (когда хотите - тогда и работаете).
Можно отметить, что появившаяся возможность реализации с помощью телеработы своих знаний и умений за рубежом таит в себе широкие возможности и может способствовать появлению в России целой группы специалистов специализирующихся на подобной удаленной работе для иностранных компаний. Перспектива жить здесь и получать по западным меркам (или чуть ниже) - может служить хорошим стимулом. Все эти перечисленные открывающиеся возможностях телеработу, будут доступны вам при том, что вам самим придется брать на себя ответственность по некоторым вопросом, и самим же контролировать выполнения некоторых действий. То есть часть обязанностей которые стандартно возлагались на начальника при телеработе переходят в руки сотрудника. Хочешь иметь больше прав и возможностей - расплачиваешься за это дополнительной ответственностью.
У телеработы есть и отрицательные стороны. Подмена живого общения электронным еще никого не доводила до добра. И если для детей гибель тамагочи могла обернуться настоящей трагедией, то и для взрослых, для которых работа - основная социальная обязанность на протяжение всей жизни - электронные суррогаты нормального естественного общения в продолжительном отрезки времени вредны. Так что любая фирма активно использующая телеработу не должна забывать простое правило: минимум один раз в неделю сотрудники вовлеченные в телеработу должны встречаться на своеобразных планерках, где оговариваются текущие планы работы. Подобные встречи для сотрудников будут являться не стандартной обязаловкой, а местом где можно встретиться с коллегами, а не с их "электронными двойниками", обитающими в сети.
В заключение можно сказать, что телеработа являясь на самом деле составной частью понятия сетевая экономика уже обзаводиться определенными характеристиками и свойствами. Она становиться более заметной, и как следствие более востребованной. Широкое применение интернет-технологий позволяет вовлекать в удаленный труд все большее количество участников, стирая границы между странами и социальные барьеры. Пока не очень понятно какой процент людей в будущем будет ежедневно работать не выходя из дома, но можно предположить, что этот процент окажется таким, что существенным образом повлияет на дальнейшее развития как экономического и социального развития, так и компьютерных технологий востребуя наиболее приспособленные и удобные.