InfoCity
InfoCity - виртуальный город компьютерной документации
Реклама на сайте







Размещение сквозной ссылки

 

Проблемы внедрения корпоративных систем


Вячеслав Ковалев, mcsa.ru


Так уж повелось, что разговор о корпоративных системах почти всегда плавно перетекает в обсуждения того или иного внедрения. Внедрения таких крупномасштабных систем бывают как удачные, так и не очень. При этом существуют такой любопытный факт: оценки эффективности корпоративной системы специалистов проводивших внедрение и сотрудников фирмы или организации, где собственно и происходило внедрение достаточно сильно разнятся. И дело не только в том, что "внедренцы" - по сути своей продавцы - склонны всячески расхваливать свой товар - корпоративную систему. Скорее всего, дело в различном понимание отдачи самой корпоративной системы. Давайте попробуем порассуждать на данную тему.

Всем понятно, что внедрение корпоративной системы зачастую сопровождается ломкой существующих на предприятии бизнесс-процессов. Приходиться подстраивать их под существующие рамки логики системы. Даже притом, что система может являться достаточно гибкой, этого не избежать. Это может происходить и оттого, что перед внедрением достаточно формально были описаны проистекающие в организации внутренние процессы. И когда система уже практически установлена, приходит понимание того, что формально описанные потоки информации на предприятии в реальности совсем не такие. Их приходиться стандартизировать, что естественно не может происходить гладко. Очень трудно из хаоса создавать гармонию.

Даже после того, как система успешно установлена и обкатана в работе - недовольства со стороны отдельных представителей заказчика останутся. При этом может быть даже, что внедрение системы значительно облегчило управление, оптимизировало внутренние потоки информации, выявила узкие места. Дело в том, что внедрение корпоративной системы можно сходно представить как внедрение конвейера. Что делает конвейер? Он в значительном порядке удешевляет рабочую силу, стандартизирует операции и в конечном итоге снижает затраты. То же самое призвана выполнять и корпоративная система - оптимизировать управление. При этом становиться ясно, что часть менеджеров дублирует работу или вовсе не нужны. Как же тут без недовольных? Кроме того, надо учитывать и то, что желающих переучиваться для работы в новой современной системы будет немного. Ломка старых навыков и прививания новых - долгий процесс.

Четко надо понимать, что корпоративная система призвана упростить управление организации, усилить контроль над всеми процессами. Только с такой точки зрения и следует её рассматривать. Только с такой точки зрения можно оценивать выгоду от её внедрения. Следуя этой логике становиться понятно, что корпоративная система предназначена не для менеджеров средней руки, а для руководителя. С помощью современных технологий он получает возможность более точного управления и как следствия преимущества на рынке. Плохо управляемый корабль рано или поздно сядет на мель или наткнется на рифы. Корпоративная система должна стать штурвалам в руках капитана - она должна обеспечивать деления глобальных задач стоящих перед организацией на более мелкие, внутренние, для непосредственных исполнителей.

Понимают ли это руководители? Не все. Но многие. Но при этом тоже приходиться бороться со стереотипами. Зачем мне корпоративная система, если дела на предприятии и так идут хорошо. Зачем, что-то ломать, если все работает? Но ведь ломать-то и не надо. Надо лишь грамотно и корректно формализовать и перенести процессы, в рамках которых живет предприятие, в корпоративную систему. Подобная формализация лишь отточит, отшлифует удачные маркетинговые находки, оптимизирует процесс управления и контроля. Сейчас уже недалеко то время когда конкурентное преимущество, работа бизнеса, его отдача и прибыльность может зависеть лишь от долей процентов в себестоимости продуктов или услуг предприятия. Корпоративная система - это контроль именно за этими процентами. Это возможность мониторинга жизнедеятельности всего предприятия, всех его жизненно важных процессов.

Конечно, можно привести в качестве контрпримера и ту точку зрения, согласно которой любая формализация деятельности предприятия только вредит ему. Возможно это и так. Но только на первых ранних этапах развития - когда внутренние бизнес-процессы еще не устоялись, не обрели определенной формы. Тогда же когда предприятие становиться крупнее и управление им становиться нетривиальной задачей - формализация бизнес-процессов, их оптимизация, приведение к определенным нормам - жизненно важная задача. Ведь как без этого найти тот самый процент, за счет которого сделать услуги или продукт предприятия более конкурентоспособным?

Вопрос о том - нужна или не нужна корпоративная система, не должен стоять. Должен стоять вопрос о том, что это за система, каким способом она поможет получить конкурентное преимущество, упростить управление и т.д. Здесь возникают вопросы совсем другого плана и порядка. Для решения этих вопросов и понадобятся те самые "внедренцы", разработчики и аналитики.

У них же свои проблемы. Российское законодательство еще до конца не определено - время от времени происходят встряски, многие организации ведут двойной учет, не существует сложившихся подробностей у руководящей верхушки организаций - каждый раз информационные системы приходиться значительно модернизировать под конкретные требования. Это, соответственно, увеличивает затраты и повышает конечную стоимость системы. Вместо того чтобы отшлифовывать от клиента к клиенту систему, приходиться чуть ли не заново переписывать её. Поэтому зачастую разработчики корпоративных систем пытаются обосноваться на одном из профильных рынков. С одной стороны это хорошо - накопленный опыт по внедрению корпоративной системы на предприятиях одной отрасли увеличивает качество. Но с другой стороны такие разработчики становятся порой монополистам на данной нише рынка - это сказывается на качестве и ценах. А тут еще возникает вопрос о конфиденциальности. Ведь эти же самые фирмы одновременно могут обслуживать и конкурентов. Да и где, то конкурентное преимущество, если у всех стоит одна и та же система?

И это во многом осложняет взаимоотношение между организаций-заказчиком и теми, кто внедряет корпоративную систему. А согласитесь, во время внедрения, да и после, они становятся, чуть ли не сотрудниками организации, им необходимо вникать во все тонкости существующих процессов. Те из организаций и разработчики, которым удастся найти общий язык - претендуют на долговременное взаимовыгодное сотрудничество. В противном случаи, внедренная система может и не быть задействована на полную мощность. Тогда, согласитесь, какой от неё прок?

Но все же можно надеяться на то, что автоматизация учета на российских предприятиях в скором времени будет заменяться на автоматизацию управления - то, что и может, в конечном счете, предоставить только корпоративная система. Управление бизнесом - это не только балансовые отчеты (хотя и это тоже важно), но и возможность быстрой гибкой перестройки предприятия в рыночных условиях. Корпоративные системы - механизмы позволяющие осуществлять мониторинг предприятия, управлять его внутренними процессами и, в конечном счете, позволять ему добиваться успехов. Это понимают как разработчики подобных систем, так и руководители. Дело за малым: что бы они научились понимать друг друга. Говорить на одном языке.


Реклама на InfoCity

Яндекс цитирования



Финансы: форекс для тебя








1999-2009 © InfoCity.kiev.ua