| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Documentum: от управления документами к поддержке электронного бизнеса Американская компания Documentum ( Технологии Documentum изначально строились на объектно-ориентированном подходе к реализации архитектуры информационных систем. Это позволило эволюционным путем расширять сферу применения ее продуктов, в динамике развития которых можно выделить несколько ключевых этапов: поддержка бизнес-процессов; интеграция с ERP-системами; создание вертикальных решений. В апреле 2000 года компания представила новое поколение продуктов под названием Documentum 4i eBusiness Platform - платформу для управления электронным бизнесом. Новый комплекс, продолжая линейку традиционных решений Documentum, автоматизирующих процессы создания и обработки документов внутри корпорации, был дополнен сервисами, предназначенными для наполнения Интернет- и интранет-сайтов и отображения на них корпоративного содержания. Позиционирование на рынке корпоративных систем Сегодня компания предлагает Documentum 4i eBusiness Platform в качестве инструмента создания крупных информационных систем, реализующих следующие функции: Workflow (WF) - управление потоками работ. Система содержит все необходимое для описания бизнес- или технологических процессов и автоматизации управления ими как логическими последовательностями автоматизации функциональных задач; Document Management (DM) - управление документами. Система включает функции автоматизации обработки документов для различных ролей пользователей, предусматривающих активную или пассивную работу с документами; Knowledge Management (KM) - управление знаниями. Платформа позволяет структурировать по полнотекстовым и атрибутивным критериям документы, как хранимые в базах, так и полученные из прочих корпоративных приложений в интерфейсе корпоративного портала, персонализированном под потребности любой рабочей группы, функциональной роли, любого участника бизнес-процесса; Web Content Management (WCM) - управление Web-контентом. Реализована возможность централизованного динамического управления в автоматическом режиме (без участия Web-мастера) информационным наполнением любого количества корпоративных интранет- и Интернет-сайтов, а также горизонтальных или вертикальных Интернет-сообществ. Механизм Web-публикаций использует технологии WF, DM и KM; eBusiness - поддержка электронного бизнеса. Платформа использует активный Web-интерфейс, средства администрирования и разработки Web-приложений, позволяющие обеспечить прозрачную интеграцию с коммерческими приложениями, доставить им необходимый контент (каталоги, прайс-листы и другие документы) и обеспечить обратную связь с ними. Эти функции позволяют позиционировать технологии Documentum как платформу для автоматизации широкого круга процессов и функций управления корпоративной информацией (не связанных с решением транзакционных задач). Она позволяет хранить, искать и коллективно обрабатывать документы разнообразных форматов, созданные в офисных приложениях, CAD/CAM/GIS и ERP-системах, причем (что очень важно) даже на тех рабочих местах, где эти приложения не установлены. Процессы обработки информации выполняются в распределенном режиме и при централизованном администрировании. Набор этих возможностей позволяет сформировать на базе технологий Documentum единое информационное пространство, в котором независимо от географического положения взаимодействуют между собой отдельные сотрудники и целые подразделения предприятия, его партнеры, поставщики и клиенты. Эксперты аналитической компании Doculabs среди отличительных черт технологии Documentum называют масштабируемость, поддержку многих языков, интеграцию с продуктами третьих фирм, а также наличие полного набора функций для создания корпоративных систем в одном решении. Архитектура и продукты Система Documentum имеет трехуровневую архитектуру: корпоративный репозитарий данных, серверы eContent Server и RightSite (последний входит в WDK) и набор Windows- и Web-клиентов (рис. 1).
eContent Server - это сердце всего комплекса, полнофункциональный сервер с поддержкой XML-технологий. Он организует хранение информации в корпоративном хранилище Docbase и обеспечивает взаимодействие с ним внешних клиентов. Сервер может работать в среде Windows NT 4.0/2000, HP-UX и Sun Solaris. Объектно-ориентированный репозитарий контента хранит в качестве объектов документы, Web-страницы, звуковые или графические файлы, объекты Workflow и т.д. Объекты состоят из описывающих их метаданных и содержимого (если оно имеется). Метаданные поступают в реляционную базу данных, содержимое же может находиться как в файловой системе, так и на оптических носителях либо в базе данных (Oracle, Sybase, Informix или Microsoft SQL Server). Контент объединяет все имеющиеся в организации объекты: текст, данные, изображения, чертежи, Web-страницы и мультимедийные файлы, причем эти объекты могут разбиваться на отдельные компоненты (например, для документа это параграфы, секции и таблицы), которые, в свою очередь, допускается различным образом комбинировать и использовать повторно. Documentum базируется на распределенной серверной инфраструктуре, которая позволяет применять одновременно несколько репозитариев и любое количество подсоединенных по сетям LAN и WAN серверов eContent Servers. Репликационные службы обеспечивают избирательное копирование информации и распределение ее по нескольким репозитариям. В состав eContent Server входят также наборы инструментов для управления контентом и автоматизации деловых процессов: библиотека средств просмотра, обновления и поиска документов; службы репликации для отображения изменений объектов сразу в нескольких репозитариях; функции workflow, в том числе отслеживание статуса задач и статистики выполнения процессов. Службы управления жизненным циклом документов управляют связями между контентом, деловыми процессами и ролями пользователей. Эти средства автоматизируют взаимные изменения в контенте и ассоциированных с ним процессах, а также движение документов или объектов по стадиям их жизненных циклов, обеспечивая при этом нужные уровни секретности (рис. 2).
Documentum Web Development Kit (WDK) - это набор серверных компонентов, разработанных на ASP/JSP, которые позволяют открывать прямой доступ к службам Documentum из Web-приложений, в том числе и из собственных Web-клиентов Documentum. WDK обеспечивает поиск, управление и объединение динамической информации в корпоративных интрасетях. Web-страницы хранятся в контентном репозитарии в качестве объектов, причем наряду с содержимым здесь же размещаются их атрибуты (версии, форматы, связи и др.). В стандартном варианте Documentum включает desktop-клиент, интегрированный в Windows Explorer, и Web-клиент на основе браузера (работает через WDK). В соответствии с установленными правами эти средства могут использоваться создателями, потребителями и координаторами контента (рис. 3). Кроме того, имеется клиентское приложение WebPublisher, предназначенное специально для тех, кто создает контент (XML или HTML) и распространяет его на одном или нескольких серверах.
Администрирование и разработка приложений Все административные функции - управление пользователями/группами (включая импорт их готовых настроек из LDAP), форматами и шаблонами, полнотекстовым индексом, а также мониторинг сеансов - выполняются из единого Web-интерфейса Documentum Administrator, который, кроме того, ведет аудит клиентских и системных событий. Графическая среда Developer Studio (построенная на базе Microsoft Visual Studio) обеспечивает разработку пользовательских приложений Documentum Application (DocApp), включающих бизнес-логику, элементы систем Workflow и описания жизненных циклов документов (рис. 4). Благодаря обширному словарю данных можно, не прибегая к кодированию, задавать правила утверждения документов различных типов. Drag-and-drop упрощает построение серверных страниц ASP и JSP. Помимо того, в Developer Studio входит новый набор инструментов для быстрой разработки Web-приложения.
Все клиенты Documentum разработаны с помощью обширного набора основных классов - Documentum Foundation Class (DFC). Для клиентов Windows поддерживается COM-интерфейс, для клиентов Web - Java-интерфейс, для платформ UNIX - С-интерфейс. Кроме того, для разработки приложений можно применять Interdev, C++, Visual Basic, Visual J++ и другие стандартные инструменты. Дополнительные модули AutoReader Pro - сервер, преобразующий данные в формат PDF и обеспечивающий просмотр PDF-файлов с помощью Web-браузеров. DocInput (на базе технологии Accel компании Input Software, http://www.inputsoftware.com) служит для преобразования бумажных документов в изображения и их дальнейшей обработки, включая сканирование документов, оптическое распознавание символов, улучшение качества изображения. Поддерживает более 140 видов сканеров. DocViewer (использующий технологию просмотра графики компании Informative Graphics, http://www.infograph.com) позволяет выводить на экран изображения в формате TIFF и PDF. При помощи этого модуля с Desktop- и Web-клиентов Documentum можно просматривать и аннотировать документы и изображения, вносить в них замечания и направлять коллегам. DocViewer поддерживает выделения, маркеры, водяные знаки, вывод баннеров, а также локальную, удаленную и пакетную печать. Virtual Document Manager - компонент, координирующий работу над виртуальными документами, задает гиперсвязи между объектами. При помощи Virtual Document Manager выполняется персонализированная публикация информации. eConnectors: eConnector для Notes Mail интегрирует клиентов Lotus Notes с сервером eContent; eConnector для SAP обеспечивает совместимость с SAP R/3. С его помощью клиенты Documentum из своих интерфейсов получают доступ к контенту этой системы. Frame Link интегрирует средства публикации Adobe FrameMaker и FrameMaker+SGML с сервером eContent, который теперь в полной мере может управлять документами FrameMaker. CADLink необходим для работы с инженерными чертежами, обеспечивая совместимость сервера eContent с системами AutoCAD и MicroStation CAD. Кроме перечисленных специальных модулей стыковки с системами третьих фирм, в Documentum встроена поддержка Microsoft Word и Excel; интеграция с популярными настольными приложениями обеспечивается через ODMA. Шлюз ODBC позволяет работать с ODBC-совместимыми инструментами составления отчетов и анализа данных, такими как Crystal Reports, Business Objects, Microsoft Access и другими. Для обмена контентом с корпоративными системами, например SAP R/3 или PeopleSoft, используются XML-технология. Кроме того, компания Documentum и ее партнеры разработали дополнительные программные модули для решения конкретных задач. В настоящий момент их спектр довольно разнообразен: это iTeam, DocControl Manager, Content Authentication Services, Corrective Action Manager, GMPharma и Dynamic Content Assembler. Поддержка электронного бизнеса Версия Documentum 4i eBusiness, решая традиционные (а еще недавно абсолютно новаторские) задачи управления документами и знаниями, включает в себя и целый ряд новшеств, который позволяет рассматривать ее как фундаментальное решение для создания систем управления Web-контентом. Несколько упрощенно можно сказать, что эта технология позволяет, создав один раз информацию, поместить ее в центральное хранилище с открытым (согласно установленным правам) доступом, а затем оптимальным для конкретных пользователей образом компоновать и предоставлять содержимое хранилища (рис. 4). Такое направление развития системы определяется насущными потребностями в минимизации затрат на поддержку корпоративных Web-сайтов, которые фактически превратились в порталы, обеспечивающие взаимодействие сотрудников как внутри компании, так и с внешними клиентами и партнерами. Все это происходит на фоне двух взаимосвязанных процессов: экспоненциального роста числа сайтов и содержимого каждого из них и резкого усиления зависимости эффективности бизнеса от качества работы Web-узлов. Последнее - результат того, что корпоративные Web-сайты из некоторого дополнения (поначалу чисто имиджевого) превратились в один из главных элементов бизнеса. И это требует решения проблем, которые еще пару лет были не слишком актуальными: задержки при публикации информации, неверное содержание, трудность обеспечения целостности сайтов, невозможность повторного использования содержания и пр. Следует выделить еще одну важную проблему последних лет - резкий рост команд разработчиков и затрат на поддержку инфраструктуры. Именно для решения задач управления Web-контентом предназначены основные нововведения Documentum 4i eBusiness - службы Content Personalization и Site Delivery. Content Personalization обеспечивает пользователей настроенным контентом, выполняя автоматический анализ информации и ее категоризацию по содержанию и ключевым словам. В системе реализована интеграция с механизмами персонализации третьих фирм. Site Delivery обеспечивает в 4i высокоскоростное кэширование Web-контента (модуль WebCache); его централизованное формирование и распространение по распределенным серверам; функции управления сайтами, включая тестирование и возможность создавать одномоментные кадры Web-страниц (WebPublisher) и т.д. (рис. 5).
Для различных групп клиентов В отчете по системам управления Web-контентом в 2000 г. аналитики Gartner Group наряду со многими достоинствами Documentum 4i отмечали, что слабость этой технологии - в ее сложности; точнее говоря, эта технология - скорее инструмент создания коммерческих приложений, нежели готовое решение. В какой-то степени учитывая это пожелание и имея в виду расширить круг потенциальных клиентов, компания Documentum с осени 2000 года предлагает набор из нескольких специальных выпусков (коробочных продуктов), ориентированных на разные аудитории. По мнению экспертов, задачи их настройки и интеграции с другими программными продуктами по плечу не только системным интеграторам, но и штатным сотрудникам ИТ-подразделений. В эти выпуски включается специфический набор лицензий и настроек системы. Сейчас предлагаются следующие выпуски: WCM Edition - разработка интранет/Интернет-приложений для управления содержанием Web-сайтов масштаба предприятия. Предназначен для поддержки процессов создания, внесения исправлений, утверждения и выпуска контента, базируясь на предопределенных ролях пользователей, деловых процессах, жизненных циклах документов и т.п. Версия для порталов совместной работы в качестве интерфейса и основного компонента использует приложение Documentum iTeam, обеспечивающее управление проектами, поддержку взаимодействия виртуальных команд, интерактивный чат и другие средства коллективной работы; Portal Edition - решение, предназначенное для управления и предоставления информации предприятия в рамках интрасети. Поставляется в двух вариантах: для корпоративных информационных порталов и для порталов совместной работы; в обоих случаях объединяет порталы со средой управления контентом; Compliance Edition - вертикальные решения, обеспечивающие управление документами и процессами их обработки для определенных отраслей. Они включают соответствующие наборы лицензий и настроек (с учетом определенных правил обработки информации и принятия решений), разработанные совместно с ведущими консультантами. Сейчас доступно решение для фармацевтики, отвечающее принятым в этой области стандартам, и решение для организации управления документами и бизнес-процессами на крупных предприятиях; B2B Edition - обеспечивает управление перемещением информации между партнерами, поставщиками и системными интеграторами. Рассчитано на потребности предприятий, строящих приложения электронной коммерции и торговые площадки. Решение включает набор сервисов для интеграции с электронными каталогами и динамическими страницами B2B-приложений. |
|
| ||||||||||||||||
|