| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Сети, сеточки, сетёшки. По ряду причин мне часто приходится посещать различные предприятия в Волжском и с каждым таким знакомством про себя отмечаешь высокий рост общей компьютеризации в городе. Это откровенно радует. Еще каких-то 5-7 лет назад наличие собственной LAN на небольшом предприятии выглядело как что-то совсем заоблачное, сверх-ультра-высокотехнологичное. На больших предприятиях это нормальное явление. Там всегда были заинтересованы в экономической отдаче от вложенных средств и, поэтому, внутри больших предприятий сразу начали строить сети. Но кроме мира больших сетей, оказывается, как грибы после дождя сегодня выросли крохотные их собратья - сеточки-сетёшки - где число машин редко превышает десяток. Вот им мы и попробуем помочь в этой статье в деле создания корпоративной почты. "Ты помнишь, как все начиналось? А обычно все начинается в небольшом предприятии так: Чуть позже шеф берет себе коммутируемый доступ в internet. У него есть один e-mail, с которого проводится вся официальная переписка фирмы. Но этого явно не достаточно для удовлетворения информационного голода всех работников предприятия. Как обойти эту проблему начальники обычно не знают и стараются решить "в лоб". Заказывают у провайдера еще один дополнительный почтовый ящик, неся при этом неоправданные затраты. А что делать, если необходимо иметь как минимум 5 или больше e-mail на предприятие? В итоге получается цифра, которая отпугнет любого, даже самого продвинутого руководителя. Казалось бы, чтобы обеспечить всех сотрудников электронной почтой на предприятии следует установить собственный почтовый сервер. А это значит как минимум, покупка еще одного отдельного компьютера плюс необходимое программное обеспечение для него, которое исчисляется не одной сотней долларов. На самом деле решение этого вопроса не составляет большого труда и не требует денежных затрат. Причем построить собственную почтовую систему для фирмы можно при помощи совершенно бесплатного программного обеспечения. О том, как и что для этого нужно. Рассмотрим стартовые условия фирмы. Сейчас у фирмы есть:
Что фирме надо:
Предположим, для начала нужно обеспечить почтой 3-х главных специалистов с личными электронными адресами типа:
Достигается это решение через т.н. "виртуальный почтовый домен". Звучит мудрено, но общая его мысль весьма проста - провайдер должен так настроить свой почтовый сервер, чтобы вся почта, отправленная адресатам перечисленным выше, складывалась в уже существующий почтовый ящик - Это и есть "виртуальный почтовый домен". Для провайдера такая задача не сложна и цена такой услуги оказывается уже ниже, чем покупка третьего отдельного дополнительного почтового ящика. Итак, вы заказываете собственный почтовый домен. Теперь в ящике Вторая задача - как и чем эту почту забрать, чтобы потом на месте автоматически раздать её сотрудникам. Причем это нужно делать автоматически, без участия человека, у фирмы просто нет лишних денег на содержание системного администратора или кого бы то ни было, который бы эту почту разгребал в ручную. ProSysMAIL Я предлагаю обратить внимание на замечательную программу - ProSysMAIL. Эта программа написана нашим соотечественником. Автор проекта: Николай Вендель Вот что говорит сам разработчик программы: О программе ProSysMAIL
Системные требования Для нормальной работоспособности программы необходимы следующие условия:
Итак, ProSysMail будет с успехом работать на любой из ваших Windows 95/98/NT, причем, он даже не требует инсталляции в систему. Для начала получите дистрибутив PSMail.zip можно забрать прямо с сайта разработчика -
Теперь просто запускаем Psmail.exe
Отметим сразу, что не все они сегодня работают, например, "Правила" и Рассылки" - зарезервированы для дальнейших версий, но в нашем случае их отсутствие несущественно. Сейчас для нас важно определить самих себя как почтовой сервер, для этого, как ни странно, отрываем свойство "Почтовый клиент", в котором видим 2 закладки:
Начнем с получения почты (POP3). Фактически тут мы сделаем те же настройки как для обычной почтовой программы, которая будет забирать всю скопившуюся у провайдера почту из одного ящика - В поле "Сервер входящей почты" вписываем имя сервера нашего провайдера. В полях "Учетная запись" и "Пароль" впечатываем реквизиты для почтового ящика В поле "Порт" записано 110, оставляем без изменений. А в поле почтовый домен обязательно запишем имя нашего виртуального почтового домена - FIRMA.PROVIDER.RU - на этот домен мы настраиваем свою программу. Быстро отмечаем галочками два поля - "Получать почту только для зарегистрированных пользователей" и "Принимать сообщения с нераспознанным получателем" и переходим ко второй главной закладке - Отправка (SMTP). Отправка (SMTP). Там еще проще - просто вписываем в поле имя сервера SMTP провайдера, на который мы собираемся отправлять всю внешнюю почту в интернет. И заодно отмечаем галочками все check-box. Все, почтовый клиент настроен. Машина знает, к КАКОМУ СЕРВЕРУ ей следует подключаться для отправления почты и, из какого почтового ящика она должна получать всю скопившуюся корреспонденцию. Но пока она еще не знает, КАКИМ ОБРАЗОМ ей это можно делать. Для этого ей нужно использовать модем. Хорошо, объясним программе, что у нас уже есть настроенное соединение с интернет через модем. Для этого в окне "Конфигурация" находим и отрываем пиктограмму "Соединения". "Соединения" С этим еще проще, заполним нужные поля телефонным номером провайдерского модемного пула и запишем свою учетную запись и пароль на соединение с интернет (account). Отлично. Теперь программа "знает" не только КУДА ей следует обращаться, но и КАКИМ ОБРАЗОМ (через модем) она сможет этого достичь. Дело за малым - осталось только выяснить КАК ЧАСТО ваша программа ... Простите, это уже почтовый сервер, - КАК ЧАСТО ваш почтовый сервер будет использовать модемные сеансы связи с интернет. Для этого естественно, откроем пиктограмму "Расписание". Там все ясно и без подробных разъяснений. Указываем, в какие дни мы будем работать.
Все готово. Вам осталось только "раздать" почтовые адреса сотрудникам. Для этого в начале их следует создать на вашем почтовом сервере. Мы говорили о том, что вам нужны для начала только 3 почтовых ящика
Открываем пиктограмму "Пользователи". Жмем кнопку "Добавить" и в открывшиеся поля вводим "Имя"- direktor, в поле "Пароль" - будущий почтовый пароль на почту вашего директора. Обратите внимание, что в поле "Имя" мы вводили не полностью e-mail директора, а только имя его почтового ящика. Так постепенно перечислим всех троих. На этом настройка вашего почтового сервера закончена. Он готов к работе. Точнее уже работает, если вы запустили программу ProSysMail. Через указанный вами промежуток (30 минут) модем должен автоматически набрать номер, соединиться с почтовым сервером провайдера и получить/отправить всю почту. Далее он просто "кладет трубку" и ждет следующие 30 минут. Длительность сеанса связи зависит от объема получаемой корреспонденции, если на стороне провайдера почтовый ящик пуст, то она не превышает 5-10 секунд. Проверка работоспособности. Проверка работоспособности (не побоимся этого слова) вашей корпоративной почтовой системы состоит как минимум из 2-х этапов - "Локальная" и "Клиентская сетевая". Названия эти условны. Начнем с "Локальной" проверки. "Локальная" она в том смысле, что создание письма, его отправка и получение не выйдет за рамки вашего почтового сервера, на котором трудится ProSysMail. В любой почтовой программе создадим новый почтовый ящик "Direktor", только в качестве почтового сервера отправки и приема сообщений (SMTP/POP3) мы будем использовать свой собственный ProSysMail. Для этого в полях имя сервера SMTP/POP3 запишем либо "127.0.0.1", либо "localhost", кому как больше нравится. Результат будет один - когда почтовая программа попытается отправить/получить письмо, то она станет работать с нашим ProSysMail, который также работает на одной машине с почтовой программой. Отсюда термин - "Локальная" проверка. Для начала напишем и отправим письмо самому себе. Т.е. от Письмо "ушло". Отлично. Убедиться в этом можно, если по иконке в трее, отрыть меню "Список сообщений на сервере". Кстати, физически письма ложатся в файл psmail.in, а вся работа сервера документируется через лог-файл - psmail.log, который всегда можно просмотреть. Теперь получим письмо локальным почтовым клиентов. Если все прошло хорошо, можно приступать к "Клиентской сетевой" настройке. "Клиентская сетевая" проверка. Эта часть касается только настроек почтовых клиентов (почтовых программ) ваших сотрудников, которые будут получать свою почту от вашего сервера ProSysMail по локальной сети. Для этого нужно посмотреть какой IP-адрес имеет сервер ProSysMail. В Windows95/98 достаточно ввести команду на сервере - "winipcfg". Тот IP-адрес который она вам покажет, вы и будете использовать для настроек почтовых программ на других компьютерах в сети предприятия. Например, у менеджеров по маркетингу, чей компьютер стоит в соседнем помещении, в почтовой программе OutlookExpress создайте новую учетную запись - MARKET. Где в качестве сервера SMTP и POP3 укажите IP-адрес, полученный командой winipcfg на вашем почтовом сервере. Естественно, почтовое имя (market) и его пароль должны совпадать с записями на сервере ProSysMail. Тестирование проводим по той же незамысловатой схеме - "Шлем письмо самому себе". Потом отправим письмо с адреса Быстренько перебежим обратно в комнату, где у нас стоит почтовый сервер ProSysMail и в "директорской" почтовой программе получим письмо. Все, локальная почта у вас уже работает. Можете с директора требовать премиальные ... Хотите проверить, как у вас будет работать "глобальная" почта? Это также очень просто. Создайте себе почтовый ящик на любой бесплатной почтовой службе, в которых сегодня недостатка нет. Затем с компьютера менеджеров по маркетингу отправьте туда письмо. Как только это вы сделаете, практически мгновенно должен включиться модем на сервере ProSysMail и отправить его на сервер провайдера. Схема движения письма будет такой: Компьютер менеджеров --> сервер ProSysMail --> сервер провайдера --> Internet. Как видите все очень просто и рационально. Наше описание было бы не полным, если не упомянуть еще одну замечательную программу Courier Mail Server (CMS), написанную Романом Ругаленко Courier Mail Server (CMS) Отличительные свойства Courier Mail Server, пожалуй, еще большая компактность - сама программа сервера занимает на диске 301 Кбайт (против 904 Кбайт у ProSysMail). У нее еще больше возможностей. Прежде всего, это т.н. "IP фильтр" для блокирования нежелательных подключений. С его помощью вы гибко сможете задавать правила на то, кто и от куда сможет работать с вашим сервером. Второе отличие это возможность CMS использовать внутренний "Сортировщик". С его помощью вы сможете назначить правила, согласно которым письма будут перенаправляться в зависимости от присутствия в заголовке (headrer) писем определенных ключевых слов. Например, можно определить правило, по которому все письма, в теме которых встречается слово "Срочно", будут принудительно перенаправляться на адрес вашего директора CSM имеет более продвинутый графический интерфейс, а т.ж. выпущенную недавно в апреле 2002 года дополнительную утилиту CMSLog.exe для просмотра лог-фалов. Последнюю версию Courier Mail Server 1.5 beta вы можете получить с сайта автора по адресу
Подробнее об изменениях в CSM вы можете узнать на "Courier Mail Server" отмечен высшей наградой "COOL!" от каталога LISTSOFT.Ru Что позволяет его рекомендовать первым для тех, кто наконец-то решился строить собственную почтовую систему. Правила настройки почтового сервера на базе "Courier Mail Server" практически ничем не отличаются от описанных выше процедур для ProSysMmail. Методика тестирования та же. Выводы.
Если перечисленные доводы вас убедили, тогда вперед, на освоение новых просторов:
Теперь, когда все опробовано и работает как часы, вы можете важно раздувать щеки от мысли, что отныне на вашем предприятии все сотрудники укомплектованы индивидуальными E-Mail - от директора до последнего сантехника. А не фантастика ли все это, спросите вы. Нет. Таким образом в Волжском работает уже не одно предприятие и не один год. И это не маленькие фирмы, а вполне солидные конторы, например, так ведет свой почтовый бизнес ОАО "Волжский хлебокомбинат", Городская Дума, Волжский Азотно-Кислородный завод и другие. Далее вы можете пофантазировать и, возможно, захотите раздавать электронную почту не только сотрудникам, находящимся в одном с вами помещении, но и тем, кто находится в удаленных филиалах вашей фирмы. Что ж, и это не большая проблема. Вам только потребуется создать для них новые ящики на своем почтовом сервере и включить на нем службу RAS (Remote Access Service), чтобы ваши филиалы могли соединяться с вашим центральным сервером и передавать/принимать от него почту. Но это уже совсем другая история ... |
|
| ||||||||||||||||
|