В этом обзоре мы рассмотрим виды
баннеров, их недостатки, преимущества и цели, а также попытаемся
пронаблюдать общие тенденции в баннероупотребительском деле. Вопросы,
касающиеся работы баннерных сетей, участия в различных партнерских
программах, накручивания баннерных показов мы обойдем
стороной.
Словарь компьютерной терминологии
определяет баннер как рекламный рисунок. На самом деле, это определение
морально устарело лет 7 назад. Сегодня на баннерах построена целая
индустрия: одни создают и закрывают баннерные сети, спекулируют как могут
на покупке/продаже баннерных показов, другие — баннеры делают. Появлением баннеров мы должны быть благодарны
американской телефонной компании AT&T, которая в далеком 1994 году
разместила свой рекламный блок размером 468×60 пикселей на сайте
hotwired.wired.com. Новая эпоха в интернете началась с этой
картинки:
Начнем с простого и наиболее явного:
баннеры бывают разных размеров. Так как баннеры пришли к нам из США,
отдадим дань уважения и перечислим некоторые американские форматы
(полужирным выделены виды, получившие широкое распространение в
России).
Размер
Название
Положение баннера
(Г — горизонтальное, В —
вертикальное)
Область
применения
88×31
Кнопочка
Г
Применяется для повышения
индекса цитирования сайта и привлечения новых посетителей. Действует
по принципу: «Мы размещаем вашу кнопочку, вы размещаете — нашу».
Существует также как оптимальный формат счетчика
статистики
75×75
Кластер (кусочек,
частица)
—
В России не применяется, в США
тоже редкость. Очень удобен для кластерной графической подачи
информации
100×100
Баннер-квадрат (от англ.
scuare banner)
—
Получил широкое
распространение во второй половине 1999 года, не без участия RB2
Network. В отличие от кнопочки для повышения индекса
цитирования не применяется. Рекламный баннер
120×240
—
В
Оптимальный вариант для
рекламы товаров, работ, услуг.
120×600
Небоскреб (от англ.
skyscraper)
В
В силу своей формы
используется на сайтах с «тянущимся» дизайном. В основном, в
новостных лентах. Удобно подходит для рекламы товаров, работ,
услуг
150×80
Ушко
Г
Как правило, этот вид баннера
применяется на сайтах околокомпьютерной тематики для анонсирования
новостей
160×600
Обширный небоскреб (от
англ. wide skyscraper
)
В
В России на использование
этого формата еще никто не решился. Если повесить такой баннер на
свой сайт, можно быть уверенным, что ты — первый. Естественно,
рекламу на таком баннере не заметить нельзя (если дождаться
загрузки)
180×150
Прямоугольник (от англ.
rectangle)
Г
Очень редкий баннерный формат,
практически не применяется. Не дорос до 200×300
200×300
—
В
См. 200×350
200×350
—
В
Благодаря большому размеру и
весу не оставляет другой возможности, как использовать себя только
на крупных информационных сайтах. Отлично подходит для рекламы.
Используется также на сайтах хостинговых компаний для анонсирования
тарифных планов
234×60
Полубаннер (от англ.
half banner
)
Г
С 2001 года отменен баннерной
стандартизацией
240×400
Вертикальный
прямоугольник (от англ. vertical
rectangle)
В
—
300×250
—
Г
—
336×280
Большой прямоугольник
(от англ. large rectangle
)
Г
—
468×60
На английском — full
banner, на русском языке названия не имеет
Г
«Любимый» формат баннерных
сетей. Подходит для рекламы чего-либо или для информирования
кого-либо. Оптимальный, по мнению автора, вариант
600×90
Небоскреб (от англ.
skyscraper)
Г
Применяется в каталогах,
поисковых системах, которые стремятся удерживать сайт в «одном
экране». Рекламный баннер. Примером использования формата может
послужить Яндекс.
—
Rich Media
—
То, что сегодня многие
баннером назвать не решаются, но это баннер. Всплывающие поверх
страницы буйство красок и куча эмоций. С одной стороны, наиболее
эффективный вид баннерной рекламы и выстрел из пушки по престижу
сайта — с другой. Работает на основе flash-java-HTML-технологий. Для
Rich Media отсутствуют стандарты
размеров.
Размышления на
тему Необходимость сети зачать новый формат баннера обусловлена
рождением новой концепции в дизайне сайтов. Например раньше, когда хорошим
тоном было умещение сайта в «один экран», использование баннера 120×600
было неприемлемым, поэтому предпочтение отдавалось баннерам 468×60.
Сегодня напротив, популяризуется дизайн «тянущийся» и широкое применение
получат вытянутые вертикальные баннеры.
Когда-нибудь умрет баннерный
формат 88×31. Покинет сеть по двум причинам: во-первых, веб-мастера, не
стесняясь посетителей, могут позволить себе разместить от 5 до 65 баннеров
на одной странице (это желание вызвано малыми габаритами и весом баннера),
делая отдельно взятый баннер куском бесполезной графики. Во-вторых, этот
баннерный формат сам по себе непродуктивен. Информации в нем не многим
больше, чем просто в текстовой гиперссылке. Если результат один, зачем
платить больше? Числа 88 и 31 будут принадлежать только счетчику
статистики (это уже не баннер).
Баннеры существуют для разных целей
(которые преследуют рекламодатели) и в зависимости от этого подразделяются
на: целевые, информационные, внутренние, брендовые.
Целевые — нацелены на определенную
аудиторию пользователей сети. Идея этого типа заключается в привлечении
на сайт посетителей, заинтересованных в товарах, услугах или информации
рекламодателя.
Информационные — информируют
пользователей о товарах, услугах или грядущих событиях с тем, чтобы
вызвать у них интерес узнать о перечисленном больше.
Внутренние — баннеры, ссылающиеся на
страницы сайта, на котором они установлены. К примеру, баннеры на сайтах
хостинговых компаний часто несут описание тарифных планов и ведут к
соответствующим страницам данного сайта.
Брендовые — делают узнаваемой
торговую марку рекламодателя, формируют у пользователя ассоциацию между
товаром и торговой маркой.
Кроме того, информация в баннере
представляется в разных форматах. Существует 4 типа: баннер, построенный
на flash; баннер на основе растровой графики (GIF, GIF87a, JPG, pJPEG,
PNG, JFIF); HTML-баннер; java-баннер.
Тенденции и факты HTML-баннер
на сегодняшний день распространен только в формате 468×60. С другой
стороны, веб-мастера в глубине души понимают, что вместо кнопочки лучше
поставить просто текстовую гиперссылку и иногда так и делают. Уменьшается
в интернете присутствие баннеров растровых, приоритет отдается
flash-баннерам. Это и логично, не может ведь всегда быть
вчера.
Что еще нужно знать о
баннеропроизводстве?
Кликабельность (CTR) — процентное
соотношение показов баннера и кликов на него. Но можно быть не знакомым с
термином кликабельность и делать ставку на визуальное запоминание
рекламируемого. К примеру, автор никогда не кликал на баннер Яндекс-игр,
но теперь уснуть не может и знает, что такое существует, это модно и
находится по адресу games.yandex.ru.
Нет формул, описывающих успешность
баннера. Но есть качества, обладая которыми, баннер стремится быть
полезным рекламодателю:
Понятность и простота
Ненавязчивость
Капля глянца
Изюминка в сценарии
Процесс создания баннера — поиск
оптимальной совокупности обозначенных качеств. Аксиома: маловероятно дойти
до необходимой страницы в интернете, не скушав по пути несколько
баннеров.