| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Обзор видеокарты Inno3D Tornado GeForce FX 5200
Введение Ни один конкурент не навредил компании nVidia так сильно, как она сама себе. И даже Radeon 9700 Pro и Radeon 9800 Pro не смогли так сильно понизить продукцию nVidia, как это сделал чип NV30, на котором выпускались видеокарты GeForce FX 5800 Ultra. Эта видеокарта имела слишком много проблем - громкий большой кулер, толщину в два слота, слишком большое энергопотребление, высокую цену и относительно низкую производительность. После такой неудачи в Hi-End секторе, nVidia приняла решение срочно развернуться в сторону рынка средних видеокарт (mainstream) и выпустить продукты, которые составляли бы конкуренцию ATi RADEON 9500/Pro и RADEON 9200. Вот тогда-то и заговорили люди о двух чипах - NV31 и NV34, являющихся урезанными версиями NV30 и предназначенными для основного рынка видеокарт. Представляем вам новое семейство видеочипов nVidia, основные качества которых можно назвать сразу же, ещё до того, как мы коснёмся их при тестировании: поддержка DirectX 9 и низкая цена. Какие будут отрицательные качества, мы ещё узнаем, а пока что сравним характеристики плат семейства GeForce FX.
*1 - Частоты видеокарт на ядре GeForce FX в 2D режиме занижены, чтобы видеокарта меньше грелась, поэтому здесь указаны номинальные частоты GeForce FX в 3D режиме. *2 - Ядро NV31 может работать с четырьмя пиксельными конвейерами, на каждом из которых по одному текстурному модулю, или с двумя пиксельными конвейерами, на каждом из которых по два текстурника. Аналогично NV30 может работать в режиме 8x1 или 4x2. В зависимости от используемого приложения, скорость заполнения без мультитекстурирования у этих чипов будет различной. В общем-то, видно, что новые чипы GeForce FX 5200, не смотря на всю свою новизну, имеют даже меньшую пропускную способность памяти, чем бюджетный GeForce4 MX440-8x. Однако, GeForce FX 5200 имеет в два раза больше текстурных модулей, то есть, в приложениях с мультитекстурированием (почти все современные трёхмерные игры) FX 5200 должен будет работать быстрее, так как падения производительности из-за перехода в 3D-режим с мультитекстурированием у него не будет. Однако, это нам предстоит выяснить в процессе тестирования, так что не будем загадывать вперёд. Так же стоит сказать, что GeForce FX 5200 не поддерживает компрессию буфера кадров, так что этот маленький недостаток может вылиться в серьёзный проигрыш по скорости. Кадр из демо Dawn с использованием шейдеров версии 2.0 Нововведений в NV34 (GeForce FX 5200) достаточно много. Прежде всего, это поддержка DirectX 9, о которой nVidia мечтала со времён выхода Radeon 9700/9500 и которой мы ждали со времён выхода 3DMark03. Компания nVidia всё-таки с небольшим запозданием, но смогла привнести на Mainstream-рынок поддержку пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0. Так же в новом видеочипе есть кое-что и от GeForce4 MX. Так, например, это встроенный MPEG-2 декодер, позволяющий проигрывать DVD фильмы на аппаратном уровне. В ядро NV34 встроен TDMS трансмиттер для вывода изображения на DVI панель. Теперь производство видеокарт на GeForce FX 5200 стало ещё дешевле. Декодер для вывода изображения на телевизор так же встроен в ядро NV34, то есть, чип представляет собой практически полностью готовое решение, к которому только нужно добавить печатную плату с памятью и он заработает :). Но, в очередной раз, nVidia внесла небольшую путаницу. Пользователи привыкли называть видеочипы кодовыми именами. До их выхода и официального объявления имени видеочипа все разговоры идут только о маркировке - NV30, NV28 и т.д. И чем большее число стоит в маркировке чипа, тем большее число будет и в официальном названии. Стоило ожидать, что NV31 будет назван GeForce FX 5200, а NV34 - GeForce FX 5600, однако на деле вышло наоборот и более младший по маркировке NV31 получил более "старшее" имя - GeForce FX 5600, а NV34 - GeForce FX 5200. Вот и думай теперь, что из них будет быстрее, а что - медленнее. В общем-то, вскоре, когда про маркировку NVxx забудут и останутся только названия GeForce FX xx00, это уже не будет иметь никакого значения. Сегодня мы рассмотрим видеокарту Tornado GeForce FX 5200 128 Mb от компании Inno3D, которая была одной из первых, кто представил своё решение на этом чипе. Беря плату в руки Видеокарты Inno3D не нужно лишний раз представлять российскому пользователю. Недорогие видеокарты с очень хорошим качеством и неплохой разгоняемостью. До недавних пор можно было ещё ставить в пример комплектацию видеокарт, так как Inno3D заботливо вкладывала в коробочку с видеокартами полный комплект кабелей, пяток компакт-дисков и даже коврик для мышки. Но в случае с GeForce FX 5200 ситуация немного поменялась: коврика для мышки больше нет, а вот компакт-дисков стало шесть вместо пяти. Обратите внимание, что мы тестировали 128-мегабайтную версию Tornado GeForce FX 5200. Коробка имеет вполне узнаваемый дизайн в стиле Inno3D. Внутри её вы найдёте саму видеокарту, шесть компакт-дисков, кабель S-Video-RCA, переходник DVI-VGA и инструкцию по установке. Посмотрим на саму видеокарту. В отличие от более старших моделей на GeForce FX, данная плата не требует дополнительного питания от БП компьютера. Ей вполне хватает того питания, что передаётся по шине AGP. Платы на GeForce FX 5200 относятся к классу продуктов для основного рынка. Компания nVidia так обожглась на своём мощнейшем охлаждении для GeForce FX 5800 Ultra, что рекомендовала производителям видеокарт на NV34 устанавливать пассивное охлаждение на плату - простой радиатор (хотя на "Ultra" версии GeForce FX5200 установлен полноценный кулер). Inno3D последовала этим рекомендациям, в итоге большая часть видеокарты с лицевой стороны закрыта огромным алюминиевым радиатором. Однако, на видеокарте имеется разъём и для подключения вентилятора. На панельке платы установлены порты DVI, D-Sub и S-Video. Цифровой выход DVI стал уже практически стандартом и устанавливается на большинство видеокарт стоимостью от 60 долларов и выше. ТВ-выход вообще стал неотъемлемым атрибутом видеокарт. Однако, всё чаще видеокарты для основного рынка имеют VIVO функции, то есть, ТВ-выход на них совмещён с видеовходом. Однако, реализация видеовхода требует установки отдельного чипа энкодера, а это ведёт к удорожанию платы. На Tornado GeForce FX 5200 зияет пустое место под чип энкодера, но самого его нет. Сняв радиатор, мы можем посмотреть на саму видеокарту, так сказать, в голом виде. Как бы это ни звучало грустно, но смотреть здесь особо не на что. Привычной нам большой микросхемы BIOS на плате нет. Теперь BIOS реализуется в очень маленьком чипе, который без увеличительного стекла не рассмотришь. На лицевой стороне видеокарты установлены восемь чипов памяти DDR SDRAM. Здесь используются недорогие 128-мегабитные чипы DDR SDRAM производства компании Samsung. Восемь чипов означают 128-битный доступ к памяти, как и положено 128-мегабайтной видеокарте. Эти чипы памяти упакованы в уже устаревший корпус TSOP (прямоугольный с ножками), а не в BGA, который применяется в чипах DDR SDRAM, работающих на частотах от 600 МГц и выше. Данные чипы памяти от компании Samsung имеют время цикла 5.0 нс, и для них номинальная частота составляет 250 (500 DDR) МГц. По умолчанию, в 3D-режимах память работает на частоте 400 МГц, то есть намного ниже своего номинала. На этих чипах памяти не установлено никакого охлаждения и даже основной радиатор их не касается, чтобы не передавать тепло от видеочипа чипам памяти. Ядро видеокарты, чип GeForce FX 5200 (NV34) имеет привычный нам вид. В отличие от NV30 и NV31, этот чип упакован в стандартный BGA корпус и не имеет распределителя тепла, металлической пластинки сверху, как на FCPGA чипах и процессорах. Этот чип выпускается по уже устаревшей 0.15 мкм технологии. Должен сказать, забегая вперёд, что греется он весьма существенно. В принципе, больше мне про конструкцию видеокарты сказать нечего. Здесь всё вполне стандартно, как и полагает видеокарте стоимостью около 100 долларов. Нет здесь ни какой-либо продвинутой системы охлаждения, ни каких-то дополнительных чипов или интересных решений. Вполне типичная видеокарта, судя по внешнему виду, и таких плат будут представлены на рынке десятки и сотни. А раз так, то пришло время протестировать GeForce FX 5200 и сравнить по скорости эту видеокарту с конкурентами. Тестирование Прежде, чем начать тестирование видеокарты, стоит определить, что за фрукт перед нами и с чем его едят, а точнее сказать, с чем его сравнивают. Перед нами видеокарта на чипе GeForce от компании nVidia, а значит ассоциируется эта плата именно с GeForce и ни с чем другим. Основными конкурентами GeForce могут быть только другие GeForce. Что ни говори, но за время своего существования, этот брэнд так крепко засел в сознании пользователей, что они порой с трудом верят, что кроме GeForce может быть что-то ещё. На момент написания обзора стоимость видеокарт на GeForce FX 5200 со 128 Мб памяти находилась в интервале 90-140 долларов, в зависимости от производителя и функциональности видеокарты. В общем, GeForce FX 5200 получается дороже, чем GeForce4 MX440-8x, но дешевле, чем GeForce4 Ti4200-8x. Причём, разница в обе стороны практически одинаковая. А раз так, то нам необходимо выяснить, к какому же из "четвёртых" GeForce-в ближе находится FX5200? Но, прежде чем мы перейдём к тестированию, посмотрим на разгоняемость видеокарты Разгон
Двигаясь по стопам NV30, компания nVidia решила, что видеокарты среднего уровня, к коим и относится GeForce FX 5200, должны иметь энергосберегающие функции, причём не простая поддержка DPMS, а действительно регулировка энергопотребления графического ядра. Поэтому, nVidia сделала так, что в 2D режиме, где все современные видеокарты показывают примерно одинаковую высокую производительность, ядро видеокарты может работать на пониженной частоте, отличной от заявленной в официальной спецификации. И только при переходе в 3D-режим видеокарта увеличит частоту своего ядра до номинальной частоты (250 МГц в случае с GeForce FX 5200). То есть, теперь можно смело разгонять видеокарту в 3D, а в 2D она будет работать на много меньших частотах и не приведёт к зависанию компьютера при работе в важном офисном приложении. Правда, по умолчанию в GeForce FX 5200 частоты в 2D и 3D режиме установлены номинальные - 250 МГц. Но их можно легко выставить вручную на те, которые вам нужны. Обратите внимание, что в 2D и 3D режимах изменяется только частота графического ядра, а частота памяти остаётся неизменной. Мне, честно говоря, показалось, что с пассивным охлаждением видеокарта будет плохо разгоняться. Такое предубеждение сложилось годами и я думаю, что я - не единственный, кто сегодня, глядя на мощнейшие кулеры типа FlowFX, будет предвзято относиться к видеокартам с простым радиатором на видеочипе. Однако, к моему приятному удивлению, видеокарта Inno3D Tornado GeForce FX 5200 порадовала неплохими результатами разгона. Ядро NV34 смогло разогнаться со стандартных 250 МГц до 305 МГц, увеличив, таким образом, свою частоту на 55 МГц или 22%. Память, работавшая изначально на частоте, меньшей, чем номинальная, смогла разогнаться с 400 до 560 МГц, дав прирост в 160 эффективных мегагерц или 40%. Итого, мы имеем прирост частоты в 22% по ядру и 40% по памяти - весьма и весьма неплохо, учитывая пассивное охлаждение, то есть абсолютно бесшумную работу видеокарты. Однако, стоит учитывать, что разгонный потенциал может изменяться и может относиться к отдельной плате, а не серии в целом. Для сравнения производительности мы использовали видеокарты Inno3D Tornado4 Ti4200-8x и MSI MX440-VTD8X на чипах GeForce4 Ti4200-8x и GeForce4 MX440-8x соответственно. Качество 2D Любая, даже самая высокая производительность и самая лучшая разгоняемость видеокарты может быть испорчена низким качеством 2D картинки. Однако, к Inno3D Tornado GeForce FX 5200 это не относится: к счастью, видеокарта имеет очень хорошее качество 2D и не размыливает изображение даже в разрешении 1280x1024 и выше. В принципе, в последнее время видеокарты производства Inno3D отличаются хорошим качеством 2D и отсутствием "мыла", привычного многим другим производителям. 3DMark03Основным достоинством видеокарт на чипах GeForce FX 5200, как и говорилось ранее, является поддержка DirectX 9.0. Так что, мы просто обязаны начать наше тестирование с единственного на сегодняшний день полноценного тестового пакета, рассчитанного под этот стандарт. Перед нами результаты тестирования 3DMark03. Первый игровой тест, как известно, является приложением DirectX 7. Таких игр сейчас наибольшее количество. Здесь мы видим, что в номинальном режиме Inno3D Tornado GeForce FX 5200 показывает почти что вдвое большую скорость, чем MSI GeForce4 MX440-8x, но меньшую, чем Inno3D Tornado4 Ti4200-8x. Разгон достаточно сильно влияет на производительность видеокарты, добавляя более 10%. Второй игровой тест, не работает на видеокартах, не поддерживающих полностью стандарты DirectX 8, поэтому здесь GeForce4 MX440-8x участия не принимает. Мы видим, что хотя GeForce FX 5200 и поддерживает шейдеры версии 2.0, рендеринг здесь производится медленнее, чем на GeForce4 Ti4200-8x, видеокарте, которая поддерживает только шейдеры версии не позднее 1.3. Напомним, что в тесте Battle Of Proxycon используются пиксельные шейдеры версии 1.4. В третьем игровом тесте, мало чем отличающимся от второго игрового теста в техническом плане, ситуация повторяется. А значит мы можем сделать вывод о том, что оптимизация под современные DirectX 8 приложения в GeForce FX 5200 не достаточная. Либо в 3DMark03 этот видеочип не использует шейдеры версии 1.4, либо здесь они выполняются с крайне низкой скоростью. Хотя, не стоит так же забывать о высокой сложности сцены. Но о нагрузке на геометрический процессор мы поговорим чуть позже. А пока что посмотрим на скорость в четвёртом игровом тесте - Mother Nature. Этот тест использует инструкции DirectX 9, а значит среди тестируемых нами видеокарт его может пройти только GeForce FX 5200. Сравнивать видеокарту здесь не с кем, поэтому просто посмотрим на абсолютные значения скорости. Почти 10 кадров в секунду в номинальном режиме на процессоре Athlon XP 2600+ в разрешении 800x600. Здесь уместно будет сказать спасибо, что тест вообще заработал, а скорость не так уж и важна. К тому времени, как начнут появляться игры с поддержкой DirectX 9, видеокарты на базе GeForce FX 5200 будут стоить около 50$, а в секторе Mainstream появятся совсем другие игроки, так что на сегодняшний день тест Mother Nature лишний раз напоминает нам, что за такие деньги, которых стоит GeForce FX 5200 видеокарту на пару лет вперёд не купишь. Следующий тест - Ragtroll. Этот довольно своеобразный тест определяет, на сколько распределяется нагрузка между центральным процессором системы и GPU видеокарты. В нашем случае он поможет понять, какой видеочип лучше рассчитывает геометрию в сцене - GeForce FX 5200 или GeForce4 Ti4200? Опять-таки, этот тест не поддерживается видеочипом GeForce4 MX440-8x. Как видно, здесь GeForce FX 5200 уступает видеочипу GeForce4 Ti4200-8x вполне серьёзно, если разницу считать в процентах. Не смотря на то, что тест использует пиксельные шейдеры версии 1.4, которые не поддерживаются чипом GeForce4 Ti4200-8x. На основании тестов Game 2 Battle Of Proxycon, Game 3 Troll's Lair и Ragtroll из тестового пакета 3DMark03, можно сделать вывод, что в приложениях, использующих инструкции DirectX 8, более высокую скорость будут показывать видеокарты на GeForce4 Ti4200-8x. Освещение в 3DMark03 И всё же в тесте 3DMark03 видеокарты на базе чипов GeForce4 Ti4200-8x и GeForce FX 5200 производят рендеринг с существенными отличиями. Мы заметили разницу в освещении объектов в тесте Game 2 Battle Of Proxycon. Посмотрите на два скриншота: GeForce4 Ti4200-8x GeForce FX 5200 Кликните на скриншоты для увеличения - и вы увидите разницу в освещении объёктов. Особенно хорошо она видна на самом удалённом от нас солдате. Где наиболее правильное освещение - слева или справа? Честно говоря, это кому как больше нравится. Лично мне больше понравилась картинка на GeForce4 Ti4200-8x, хотя может быть, она и не правильная, ведь всё же GeForce4 Ti4200-8x не поддерживает пиксельные шейдеры версии 1.4, использующиеся в этом тесте. CodeCreaturesПерейдём к следующим тестам, используемым нами для оценки скорости видеокарт. Перед нами DirectX 8 приложение CodeCreatures Benchmark Pro. Это тест с очень сложной геометрией и сейчас мы увидим, как видеокарты справляются с рендерингом природы. В этом тесте GeForce4 MX440-8x так же не смогла принять участие ввиду отсутствия поддержки DirectX 8. Здесь, как и следовало ожидать, GeForce FX 5200 отстаёт от GeForce4 Ti4200-8x в два раза. Наш вывод о том, что этот видеочип рассчитывает геометрию намного медленнее, чем GeForce4 Ti4200-8x в очередной раз подтверждается. Но это как раз тот случай, когда главное - не победа, а участие. Ведь GeForce4 MX440-8x вообще не может принять участие в данном тесте... Unreal Tournament 2003Unreal Tournament 2003 работает под DirectX 7 и на сегодняшний день является типичным приложением класса Action. Если в 3DMark03 мы смотрели, как видеокарты будут показывать себя в приложениях будущего, то Unreal Tournament 2003 отражает производительность настоящего, поэтому на примере данной игры мы посмотрим и на падение производительности при использовании сглаживания FSAA и анизотропной фильтрации. Сначала - производительность видеокарт в этом тесте: Flyby_Antalus. Вспоминая ситуацию с первым игровым тестом 3DMark03, здесь мы видим совершенно другую ситуацию: GeForce FX 5200 показывает такие же результаты, как GeForce4 MX440-8x. И эти результаты намного важнее, чем результаты 3DMark03, так как здесь мы имеем дело с настоящим игровым приложением. В принципе, ситуация вполне понятная - GeForce FX 5200 имеет даже меньшую скорость заполнения, чем GeForce4 MX440-8x без мультитекстурирования. Немного удручающие результаты, ведь DirectX 8 игры появятся ещё не скоро, а с другой стороны, компания nVidia продолжает обманывать пользователей, оптимизируя драйвера под тестовый пакет 3DMark03. Разница в производительности между режимами 2xAA и QuincunxAA нулевая, а видеокарта Inno3D GeForce FX 5200 вообще делает QuincunxAA быстрее, чем 2xAA. Как видно, с антиалиасингом GeForce FX 5200 работает быстрее, чем GeForce4 MX440-8x, и это не смотря на отсутствие поддержки компресси фреймбуффера. Посмотрим, как влияет включение анизотропной фильтрации на производительность в этом тесте. Ту же самую картину мы видим и при включении анизотропной фильтрации - скорость падает меньше, чем на видеокартах с чипами GeForce4 MX440-8x и GeForce4 Ti4200-8x. Quake III ArenaПереходим к последнему тесту, Quake III Arena, который мы будем использовать только из-за того, что Quake III - это OpenGL приложение, которое, по сегодняшним меркам, очень слабо нагружает процессор. Ну вот мы и видим очень интересную ситуацию - видеокарта на GeForce FX 5200 проигрывает по скорости более младшей и дешёвой GeForce4 MX440-8x. И это неудивительно, поскольку частоты ядра и памяти у GeForce FX 5200 меньше, чем у GeForce4 MX440-8x. Конечно же, разгон полностью исправляет ситуацию, но ведь на то он и разгон... ВыводыПрежде всего, сделаем выводы по видеочипу GeForce FX 5200. Я бы назвал этот чип GeForce4 MX440-8x с поддержкой DirectX 9. Действительно, это неплохое обновление модельного ряда nVidia. Вот только пока что бесполезное: игры с поддержкой DirectX 8 можно пересчитать по пальцам, а игр с поддержкой DirectX 9 пока что нет и в ближайшее время не предвидится. Когда они начнут появляться, серия GeForce FX 5200 станет неактуальной и видеокарты на базе этого чипа сильно упадут в цене.
На момент написания обзора цены на видеокарты с чипами GeForce FX 5200 стоят немногим дороже брэндовых видеокарт на GeForce4 MX440-8x и значительно дешевле плат на GeForce4 Ti4200-8x. Если сравнивать цены безымянных видеокарт, то разница всё равно не очень существенная. Основной вывод, который надо сделать, это имеет ли смысл платить лишние деньги за поддержку DirectX 8 и DirectX 9? Как видно GeForce FX 5200 стоит не намного дороже, так что если GeForce FX 5200 работает так же быстро (или так же медленно), как GeForce4 MX440-8x, да плюс к этом поддерживает пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, то для дома покупка этой видеокарты будет вполне оправдана. Однако, если есть возможность купить GeForce4 Ti4200-8x, то это более выгодный вариант. Что же до самой видеокарты Inno3D Tornado GeForce FX 5200, то как обычно, компания InnoVision смогла сделать качественный продукт. Бесшумная работа, обусловленная пассивным охлаждением, быстрая память и отличная разгоняемость - вот, что можно сказать про эту видеокарту. Плюс очень хорошее качество 2D для видеокарт на чипах nVidia. Отличный продукт за свои деньги. |
|
| ||||||||||||||||
|