InfoCity
InfoCity - виртуальный город компьютерной документации
Реклама на сайте


Купить линзы acuvue oasys

Интернет-магазин контактных линз. Контактные линзы с доставкой

optimistoptica.ru






Размещение сквозной ссылки

 

Viewpoint Experience Technology: трехмерный Интернет

Вадим Мурзагалин

Как развивается компьютерная графика? Нетрудно заметить, что, в первую очередь, усилия разработчиков направлены на воссоздание реального мира, который, как известно, трехмерен. Ведь двумерные компьютерные игры сейчас практически не выпускаются, мультфильмов с применением 3D моделей, напротив, становится все больше, не говоря уже о спецэффектах в кино. Только Интернет, в силу известных причин, пока что не особо балует нас присутствием в нем объемных изображений. Эта статья познакомит вас с технологией, обещающей положительные сдвиги в этом направлении. То, что трехмерная графика в Интернете - явление довольно редкое, обусловлено несколькими причинами. Во-первых, людей, владеющих сложными в силу своей природы редакторами 3D-графики, не так уж и много вообще. Во-вторых, дополнительное измерение делает файлы с таким содержимым весьма громоздкими, что неуместно для большинства пользователей, сидящих на соединении dial-up. Именно эта причина заставила разработчиков, имеющих отношение к созданию всемирной паутины, задуматься над новыми форматами, которые позволили бы уменьшить размеры файлов с трехмерной графикой до минимума, и в 1994 году, на первой международной конференции по Web была оглашена статья "Киберпространство", говорящая о необходимости внесения третьего измерения в интернет. Началась разработка языка VRML (Virtual Reality Modeling Language), который и должен был стать стандартом данных для представления объемной графики в Сети. Как обычно бывает, сначала столь нетривиальное явление вызвало некоторое оживление, публике хотелось испытать новые возможности, и в Интернете появились целые виртуальные города, где каждый мог выбрать или создать себе аватара (это модель, которой человек может управлять в киберпространстве) и жить в виртуальной реальности. Однако проблемы оставались. Файлы, хотя и были сравнительно компактными, но на низких скоростях передачи давали возможность пользователям в течение загрузки спокойно сходить на кухню и выпить чашечку-другую кофе. Кроме того, визуализация отставала от жизни и не удовлетворяла современным требованиям, что стало особенно заметно после выхода таких игр, как Half-Life и Unreal. Следовало задуматься над другим путем решения непростой задачи, и конкуренты VRML не заставили себя ждать. Удачную находку, о которой и идет речь в данной статье, сделала небезызвестная фирма MetaTools, позднее сменившая название название на MetaCreations, и, в конце концов, переименовавшаяся во Viewpoint (www.viewpoint.com). В программе, которая получила имя Metastream, программисты MetaTools применили к трехмерным объектам технологию "streaming", напоминающую по принципу действия Progressive JPG, который, как известно, представляет собой поэтапное отображение картинки - сначала появляется грубое изображение, затем более точное и так далее. Такая практика хороша тем, что пользователь наглядно видит процесс загрузки и даже может управлять объектами, не дожидаясь полной загрузки.

Другой "фишкой" по рационализации процесса загрузки стал принцип "scalability", суть которого в следующем: изображение на машине пользователя улучшается до тех пор, пока это влияет на восприятие, то есть не превышает возможности монитора и видеокарты. Например, при разрешении 800 на 600 передавать на клиенсткую машину картинку размерами 1000 на 1000 смысла нет. Немаловажной деталью для приобретения популярности какого-либо программного средства визуализации для интернета является размер подключаемого к браузеру плагина. Здесь Viewpoint Media Player (VMP) является бесспорным рекордсменом: его основное "ядро" занимает 95 Кбайт, а дополнительные компоненты автоматически скачиваются по мере необходимости и "весят" от 60 до 250 Кбайт. Естественно, только этими особенностями преимущества Metastream перед другими аналогичными интернет-программами не заканчиваются. Напротив, их очень много, причем технология постоянно прогрессирует, приобретая все новые хитроумные "способности". Мы рассмотрим наиболее эффектные и полезные.

Многое в одном

Viewpoint Media Player способен воспроизводить файлы огромного количества разнообразных форматов, и демократичность такого рода, безусловно, весьма крупный козырь Viewpoint. Именно эта универсальность, скорее всего, и должна являться лучшим двигателем для популяризации технологии. Среди поддерживаемых форматов - любая растровая графика, причем существует специальная технология, созданная Viewpoint, позволяющая сжимать и воспроизводить на компьютере пользователя картинки более эффективно, чем JPG; векторная графика - Macromedia Flash и SVG (официальный стандарт векторной графики для Интернета); аудио - mp3 и wav; QuickTime и IPIX (панорамный обзор); трехмерная графика, включая анимацию. Остановимся подробнее на Macromedia Flash, снискавшем любовь и популярность многих пользователей Всемирной Сети. По заявлению компании Viewpoint, VMP способен проигрывать файлы Flash на 300% быстрее, чем собственный плеер Macromedia. Это, конечно, не значит, что свежескачанный мультик про Масяню закончится в четыре раза быстрее, чем обычно, просто некоторые проблемы и дискретное изображение на слабых машинах будут меньше напоминать о себе. Кроме того, заявлено также о более продвинутом механизме сжатия векторной графики, поэтому и сами swf-файлы "потеряют в весе". Еще более удивительная способность технологии Viewpoint - это то, что фильм Flash можно использовать в качестве текстуры для трехмерных объектов - то есть, даже будучи надетым на модель человека как рубашка, фильм Flash будет проигрываться как ни в чем ни бывало. Единственный недостаток - потеря интерактивности: кнопки, созданные и запрограммированные в родной программе Flash, здесь работать не будут. Тем не менее, их можно воссоздать собственными средствами Viewpoint.

Трехмерное моделирование

Список редакторов и пакетов 3D графики, поддерживающих экспорт в формат Viewpoint, чрезвычайно длинный, поэтому всех их перечислить в статье невозможно. Примечательно то, что сама компания, ранее занимавшаяся разработками программных средств по большей части именно для трехмерного моделирования, в этом списке не присутствует. Можно сделать вывод, что все средства, приумноженные после продажи исходного кода своих программ другим компаниям, были направлены на развитие новой технологии. Заметим только, что практически все бывшие программы MetaCreations экспортируют в вышеназванный формат. Кроме них, Viewpoint поддерживают и такие известные редакторы, как Descreet 3DS MAX, Alias|WaveFront Maya и Newtek Lightwave. Правда, чтобы создавать в них файлы Viewpoint, сначала необходимо скачать специальные плагины. Они позволят вкючить в VET-файлы не только модели, но и анимацию. Простые виды анимации, такие как вращение или перемещения, объектам можно задавать в программе для формирования VET-сцен - Viewpoint Scene Builder. Раз уж разговор идет о графических редакторах, отдельного упоминания заслуживает такой гигант программного обеспечения по работе с компьютерной графикой, как Adobe. Эта компания выступила в необычном для себя амплуа и создала на основе рассматриваемой технологии новый уникальный продукт под названием Atmosphere, предназначенный для создания трехмерных интерактивных миров для Интернета. Файлы этой программы имеют собственный формат, и создаются они либо средствами самой Atmosphere, либо импортированием объектов Viewpoint. Более подробную информацию и бета-версию программы вы можете найти на сайте разработчика - www.adobe.com. Итак, если вы владеете каким-либо инструментом трехмерной графики, у вас есть все возможности показать веб-серферам ваше творчество во всех гранях. Тем, кто только хочет попробовать себя в качестве компьютерного скульптора или архитектора, можно порекомендовать простой и красивый редактор Eovia Carrara, напрямую экспортирующий во Viewpoint.

Интерактивность

Технология Viewpoint не соответствовала бы "духу Интернета" на все 100 процентов, не будь среди ее достоинств интерактивности. Сцена Viewpoint не является самозамкнутым пространством, и ее объекты могут взаимодействовать не только друг с другом, но и с элементами веб-страницы, в которую включена сцена. Связь может быть и обратной, то есть элементы страницы точно так же могут влиять на объекты внутри сцены, и это дает поистине великолепные возможности для внесения динамики в сайт. Например, можно реализовать трехмерные результаты голосования. Некоторые свойства объектов также могут изменяться динамически.

Коммерческое применение этому можно наблюдать на сайте www.plafen.ru: потенциальный покупатель может подобрать окно на свой вкус: ему дается возможность выбирать материал фасада, окна, цвет стекла, а также открывать или закрывать части окна и вертеть всю конструкцию, оценивая ее со всех сторон. Согласитесь, это гораздо удобнее и нагляднее, чем представлять все умозрительно.

Создаем Viewpoint-сцену

Все перечисления достоинств и особенностей останутся пустым звуком, пока их не опробуешь в действии. И теперь, когда вы кое-что узнали, самое время это сделать. Вам потребуются: какой-либо редактор трехмерной графики - например, 3DS MAX 4 - наиболее популярная программа среди отечественных "тридэшников"; редактор Viewpoint Scene Builder (он есть на прилагаемом к журналу диске); плагин VMP для браузера, чтобы можно было оценить результат своих трудов. Итак, начнем мы с 3DS MAX. Никаких сложностей бояться не стоит, ибо его миссия заключается лишь в том, чтобы экспортировать готовую модель в нужный нам формат. В нашем случае объектом экспорта является трехэкранный монитор - мечта любого "квакера", а вообще вы можете найти в интернете великое множество бесплатных моделей, в основном в формате 3ds, на любую тему. Посетите, например, сайт www.3dcafe.com. Коллекции моделей, уже заботливо переведенные непосредственно в формат Viewpoint, есть на сайтах www.viewpoint.com и www.viewpoint.ru. Перво-наперво мы импортируем модель в редактор (File/Import). Никаких изменений вносить не требуется, если, конечно, вы сами этого не захотите. Теперь экспортируем, причем не забудьте, что у вас должен быть установлен специальный плагин, который добавляет к возможным типам файлов Viewpoint (см. рис. 1).

При установленном плагине в меню эскспорта появляется дополнительный тип файла

После того, как имя файла указано и нажата кнопка "Сохранить", перед нами появляется новое меню с настройками параметров будущей VET-сцены

Плагин Viewpoint Media Exporter позволяет задать некоторые параметры сцены

После того, как вы нажмете кнопку Export, на жестком диске появятся три новых файла: monitor.mtx, monitor.mts и monitor.html (при условии, что вы назвали сцену "monitor"). Уже сейчас можно проверить, что получилось из ваших стараний. Откройте файл monitor.html. Если все было сделано без ошибок и VMP установлен на компьютере, то в окне браузера появится тот самый трехстворчатый монитор, который можно повертеть и подвигать. Некоторые, конечно, могут остановиться на этом этапе, но люди с развитыми эстетическими потребностями наверняка захотят улушить внешний вид модели. Для них настала очередь запустить Viewpoint Scene Builder. В окне справа выбираем команду "Open MTX" и загружаем наш файл - monitor.mtx (рис. 4).

Scene Builder - бесплатно и сердито

Именно в этой программе мы добавим эффектности и реалистичности монитору. Для этого, во-первых, добавим тень. Нажмите клавишу "5" (не путать с F5), и на открывшейся вкладке "Global Parameters" нажимаем кнопку "Shadow".

Теперь модель отбрасывает тень

Теперь разверните модель. Далее мы сделаем задние стенки трех экранов монитора блестящими с помощью карты освещения (LightMap). Приготовьте картинку, примерно как на рис. 7. Накладывание карты освещения делается путем Drag&Drop. Возьмите приготовленное изображение в проводнике и тащите прямо на нужный участок монитора, и, предварительно нажав кнопку CTRL, отпустите.

Карта освещения (LightMap) служит для создания иллюзии блестящей поверхности

Осталось сделать последнюю вещь: спозиционировать модель для публикации в Интернете. Загружая файл этой сцены, посетитель страницы увидит ее в том же положении, в котором вы ее сохраните в Viewpoint Scene Builder, поэтому постарайтесь найти наболее эффектный угол обзора. Все, что осталось теперь сделать - сохранить нашу работу. Нажмите клавишу "0" и кнопку "Save MTX" в окне справа. Сцена полностью готова - наслаждайтесь! В этом небольшом уроке была задействована самая малая часть возможностей VET; а их более эффективное применение ограничено только вашей фантазией. Обладатели цифровых фотокамер, например, при должном терпении могут воссоздать в трех измерениях свой рабочий кабинет и даже самих себя, добавив в сцену анимацию и интерактивные элементы, и это наверняка будет смотреться куда интереснее обычных фотографий, не правда ли?

P.S. - за что надо платить

Следует заметить, что, в отличие от, скажем, Flash, технология Viewpoint является условно-бесплатной. Суть этой "условной бесплатности" состоит в следующем. Все, что вы создадите, будет благополучно отображаться на мониторе вашего локального компьютера, но если вы выложите файл в Интернет, перед объектами будут появляться полупрозрачные надписи "www.viewpoint.com". Чтобы избавиться от них, необходим ключ - так называемый Broadcast Key. Однако не спешите огорчаться - если вы не извлекаете выгоды из использования технологии, то смело заказывайте этот ключ, и его вам выдадут абсолютно бесплатно. Если же Viewpoint применяется на сайте в коммерческих целях, то лицензия обойдется в $500 в год (это для России; западные же компании платят не менее $1500).
Задать любые вопросы по технологии, а также заказать лицензию можно и на российском сайте Viewpoint - www.viewpoint.ru


Реклама на InfoCity

Яндекс цитирования



Финансы: форекс для тебя








1999-2009 © InfoCity.kiev.ua