| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Психология в дизайне Я часто встречаю рассуждения, что дизайн - это оформление информации. Говорят о нем как об элементе, существующем отдельно от текста, имеющем свои правила и законы. Не забывают упомянуть о его важности общими фразами. Стоп! А разве графика, цвет и вся композиция не составляют информационное содержание страницы? Основной процент получаемой человеком информации воспринимается зрением. По статистике, воспринимается 83% информации зрительно. И 40% из нее запоминается человеком (против 20% услышанного!). А изображение может нести в себе ничуть не меньше (а иногда и больше) информации, чем текст. Но как связать их воедино? Как заставить дизайн нести тему страницы? Вот это уже вопрос психологии. Главное - стремиться не к слепому усложнению, а к созданию устойчивого ассоциативного ряда по конкретной теме. Вы, наверное, уже заметили, что на сложных, детализированных, иногда не понятных с первого взгляда изображениях хочется задержать взгляд и они надолго остаются в памяти. Но немногие из них действительно несут тему или настроение. Большинство похоже на простую мозаику, сборище не связанной между собой графической информации. Творчество дизайнера в индивидуальных работах может быть любым - это его личное дело. Здесь работает понятие "дизайн ради дизайна". Но в оформлении конкретного заказа, рассчитанного на большую и различную аудиторию, важно не перестараться. Пользователь, просматривая оформление, всегда стремится сделать вывод, ищет законченность в понимании представленной информации. И, сделав его, испытывает эстетическое удовлетворение. Задача дизайнера - помочь ему в этом. Построить твердый, конкретный ассоциативный ряд, раскрывая тему. Простой пример - когда используется перевернутый текст. Это простая преграда для его восприятия, и пользователь способен прочитать этот текст, но решение этой загадки приносит подсознательное удовольствие и заостряет внимание на этом слове или фразе. Другое дело - уместно ли такое действие в конкретной ситуации. Теперь о способах и инструментах. Первое, на чем хочется остановить внимание, это способы проведения пользователя по композиции, построение ассоциативного ряда в нужном направлении. Восприятие текстовой информации (в большинстве языков) происходит слева направо и сверху вниз. Это правило хорошо помогает в карикатурах, когда есть сюжетный текст (например, вопрос - ответ). Чтобы зритель правильно понял сюжет, нужно заставить его прочесть сначала вопрос, а потом ответ. Текст вопроса выносится в верх изображения, поближе к левому углу, а текст ответа - в низ изображения или справа от вопроса. Это первый принцип, но есть и другие способы заострить внимание на конкретных деталях. Еще один способ заострить внимание на конкретной детали - это освещение. Любой источник света гарантированно заставляет обращать на себя внимание. Даже тень и затемнение некоторых деталей подразумевают существование источника света. И затемненные детали оттесняются более яркими. Но, используя эффект освещения (внося источник света), можно совершить грубую ошибку. Человеческий глаз легко различает неправильное (неестественное) наложение теней. Поэтому понятиям света и тени уделяется очень большое внимание в программе обучения художников. Вот один пример из моей практики. Долгие обсуждения световой схемы в дизайн-макете вызвали естественное стремление к творчеству у клиента (достаточно частая ситуация). Но его предложение повергло меня в шок. Он предложил сделать графический элемент темно-синего цвета, а тень от него - желтой! Убеждения, что это неправильно, породили вопрос: ...но это же можно нарисовать? Можно, конечно, но... мне не захотелось. Никогда не старайтесь играть с пропорциями и перспективой в реалистичных изображениях и коллажах без конкретной цели. Законы пространственной геометрии и естественных пропорций - это законы природы. Спросите у людей, имеющих высшее художественное образование, сколько времени они посвятили изучению перспектив и пропорций. Человеческий глаз легко замечает ложь в этой области. И есть опасность, что пользователь подсознательно, отвлекаясь от темы, сосредоточит внимание на поиске источника зрительного дискомфорта в изображении и сделает совершенно другие выводы, чем вам бы хотелось. Другая ситуация - когда это сделано сознательно, сосредоточивая внимание на этом. Тогда нужно постараться убрать другие сложные элементы, избегая конфликтов.
Линии, стрелки или направленный градиент оказывают устойчивое направляющее, указывающее воздействие. Но, используя их, избегайте ситуации, когда приходится просматривать композицию "против шерсти". Это вызывает дискомфорт на уровне подсознания и подсознательное же желание найти его причину. Эта статья может дописываться бесконечно, но, надеюсь, я смог объяснить важность психологии в дизайне. Рабочее место психолога в рекламных агентствах уже давно существует. А дизайнер просто обязан быть неплохим психологом. Если вы стремитесь к профессионализму, то постарайтесь прочесть соответствующую литературу и найти возможность общения с психологом. Не оставляйте без внимания различные статистические данные и публикации о результатах исследований. Не стесняйтесь спрашивать совета и чаще обсуждайте свои работы с другими. Всегда делайте выводы сами и скептически относитесь к выводам других. А книжки Д. Карнеги оставьте в покое, их нужно изучать в школе. |
|
| ||||||||||||||||
|