Предприятие как единый объект автоматизации. Размышления на тему
Марина Аншина
Кто ты, мой читатель? Молодой разработчик, готовый к штурму задач автоматизации, или суровый производственник, болеющий душой за свой завод, любознательный интеллектуал, стремящийся все знать, или борец за новые технологии? В любом случае приветствую тебя. Никоим образом не претендуя на абсолютную истину, я попытаюсь обрисовать тот круг задач автоматизации современного промышленного предприятия, который сегодня наиболее актуален. Почему я выделила слово "сегодня"? Попробую в дальнейшем объяснить и это.
Тема промышленных приложений волнует многих. В условиях жесткой конкуренции, динамичного рынка даже самые консервативные и/или небогатые предприятия не могут позволить себе отказаться от столь мощного средства эволюции, как автоматизация. Выгода от использования современных информационных компьютерных технологий в промышленности столь велика, что об этом можно написать несколько томов с рисунками, диаграммами и примерами из жизни. Эпоха агитации за автоматизацию давно прошла. И теперь возник больной вопрос: "Как?" Чтобы грамотно на него ответить, надо сначала проанализировать, что и в каком состоянии есть в наличии.
Приступим к "инвентаризации". Вспомним, что и как делалось на предприятиях в последние годы. Итак, были реализованы отдельные задачи, в основном на больших ЭВМ серии ЕС — клонах мэйнфреймов IBM — и отечественных аналогах мини- и микрокомпьютеров СМ ЭВМ, "Электроника-60", ДВК. (Не будем вспоминать ужас вычислительных центров "Наири".) Век рапортов: режимные листы оператора, ТЭПы, ведомости на зарплату, учет товаров на складах. (Режимные листы оператора — статистические характеристики технологического процесса, ТЭП — технико-экономические показатели.)
Теоретические попытки классифицировать решаемые задачи привели к разделению их на две группы:
- технологические производственные;
- экономические, административные и логистические.
Первая относится строго к производственной деятельности предприятия, вторая — к административно-хозяйственной. Сотрудники вычислительных центров — постановщики задач и программисты — решали задачи обеих групп, ориентируясь, естественно, на те технические и программные средства, которые были доступны в текущий момент на данном предприятии. Если новая задача требовала модернизации существующих систем, происходила частичная замена устаревшего оборудования и/или программного обеспечения. Связь между двумя группами задач была "человеко-бумажной", т. е. данные между ними курсировали на бумажных носителях через персонал предприятия.
|
|